Два дня в Гатчине. День второй.

Второй день начался с завтрака в ресторане гостиницы. Стоимость завтрака включена в стоимость проживания. Кофе, чай, соки, омлет, бутерброды, самостоятельно можно пожарить тосты. Можно попросить приготовить кашу. Стены из старинного неоштукатуренного кирпича, кованые люстры и подсвечники. Некая стилизация под кессонные потолки. В целом стильно.

Ресторан гостиницы " Gakkel Haus ".Бюст Павла I.Ресторан гостиницы " Gakkel Haus ".
В ресторане гостиницы " Gakkel Haus ". Встречает и провожает посетителей
бюст Павла I.

Перед тем, как пойти в большой Гатчинский дворец, прогулялись по улицам и площадям рядом с гостиницей.
Если обойти гостиницу справа, то можно зайти в ЛАВКУ ХУДОЖНИКА. Там продают сувениры и картины местных художников. Жаль, что больше половины сувениров с гатчинской тематикой, китайские.
Если обойти гостиницу слева, то через пять минут можно дойти до церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Ее видно из окон нашего номера.
В 1896 году архитектор Л.М. Харламов при участии гражданского инженера А.А. Барышникова разработал проект каменного храма в неорусском стиле (ранее церковь была деревянной). Строительные работы начались в 1905 году и продолжались довольно долго — главный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили только 8 октября 1914 года.

Гатчина. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.Главный предел церкви Покрова Пресвятой Богородицы освящен 8 октября 1914 года.
Гатчина. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Белоснежный храм является настоящим украшением города. Главный предел церкви Покрова Пресвятой Богородицы освящен 8 октября 1914 года.

Свернули на Красную улицу, подошли к дому №5.


Гатчина.Съезжая часть.
Съезжая часть, возведенная в 1868 году архитектором А. Кокоревым на Полицейской (Красной) улице. В состав Съезжей части входили городское полицейское управление и пожарная часть. Для них в 1836 году было построено деревянное здание. Со временем оно обветшало, было принято решение заменить его каменным, которое сохранилось до наших дней. Башню завершает площадка с металлической оградой и небольшая деревянная сторожка дежурного, наблюдавшего за пожарной обстановкой в городе.

Слева и справа от входа таблички. Мемориальные доски

Здание бывшего полицейского управления.Управление министерства внутренних дел.
Здание бывшего полицейского управления. Управление министерства внутренних дел.

Сейчас в доме №5 размещается полицейское управление. Хорошая преемственность, что говорит о стабильности управления в городе Гатчина (такое встречается нечасто).

Голуби на Соборной улице. Гатчина.Гатчина. Собор Святого апостола Павла.
Голуби на Соборной улице. Гатчина. Дорога к храму . Собор Святого апостола Павла.

Вышли на Соборную улицу. Из-под ног взмыли голуби. Здесь вообще много птиц. Это символично, ведь в Гатчине был создан в 1910 году первый военный аэродром России.
Стиль Собора Святого апостола Павла эклектический русско-византийский.
Закладка храма состоялась 17 октября 1846.
29 июня 1852 года был торжественно освящен главный предел храма.

Закладка храма Святого апостола Павла состоялась 17 октября 1846. Гатчина. Собора Святого апостола Павла.

Гатчина. Собора Святого апостола Павла.

В 1938 году все священнослужители собора Святого Павла были арестованы, и служить в храме стало некому.
В 1939 году храм официально закрыли, все внутреннее убранство вывезли (иконостас был продан на дрова).
Варвара Филипповна Прозорова (жительница Гатчины) купила иконостас, чем спасла его от уничтожения. На место иконостас вернулся после реставрации в 1949 году.
Среди святынь и реликвий Павловского собора: икона святого великомученика Пантелеимона (ранее находилась в Екатерининском соборе Царского Села), икона Божией Матери Филермской (копия 1919 года), ковчег с изображением десницы Иоанна Крестителя с частицей его мощей, крест с частью Тернового венца Спасителя и мощи Марии Гатчинской.
Собор величественный и красивый.
На наш взгляд, ландшафтные архитекторы должны поработать над прилегающей территорией. Собор почти со всех сторон закрыт деревьями, что мешает полноценному восприятию его архитектурных ценностей. Со стороны Соборной улицы (от проспекта 25 Октября) между домами протянуто много проводов, которые нужно убирать под землю. Смотрится собор великолепно, а провода мешают.
Спустились по Соборной улице вниз, перешли проспект 25 Октября (ранее назывался Большой проспект) у Сиротского института (1803−1917). Изучили мемориальные доски, закрепленные на его фасаде.

Гатчина. Здание Сиротского института.К. Д. Ушинский (1854 – 1859гг.) работал преподавателем Сиротского института в Гатчине.
Гатчина. Здание Сиротского института. К. Д. Ушинский (1854 – 1859гг.) работал преподавателем Сиротского института в г. Гатчине.
Гатчина. Здание Сиротского института. Мемориальная доска Михаила Ивановича Чигорина.Гатчина. Здание Сиротского института. Мемориальная доска М.О.  Доливо – Добровольского.
Михаил Иванович Чигорин, уроженец города Гатчины, основоположник отечественной шахматной школы, учился в Сиротском институте Гатчины с 1859 по 1868 гг. Выдающийся русский электромеханик, создатель трехфазного тока, М.О. Доливо – Добровольский (1862 – 1919гг.) Уроженец города Гатчины, воспитывался в семье директора Сиротского института..

Гатчина.Съезжая часть.
По улицам Гатчины гулял кот.


Большой Гатчинский дворец.
Вошли в парк Большого Гатчинского дворца.
Парк Большого Гатчинского дворца.Гатчина. Озеро Белое.
Парк Большого Гатчинского дворца. Гатчина. Озеро Белое.
" I Feel Good".Гатчина. Утки на берегу Белого озера.
Почему-то вспомнили песню James Brown - " I Feel Good" из К9- собачья работа. Летом в парке работает кафе, где продают булочки с названием "Для уток".

Подошли со стороны парка к дворцу. Обошли его и вышли на площадь перед дворцом.

Видны окна башенного кабинета Марии Федоровны.Площадь перед Большим Гатчинским дворцом.
Видны окна башенного кабинета Марии Федоровны. Площадь перед Большим Гатчинским дворцом.

На схемах представлены планы музейных экспозиций Большого Гатчинского Дворца.

План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 1 этаж.План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 2 этаж.
План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 1 этаж. План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 2 этаж.

План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 3 этаж.
План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 3 этаж.

Владельцы Гатчины в XVIII – начале XX веков.
Владельцы Гатчины в XVIII начале XX веков.

План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. 1 этаж.
Луи Каравака. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
(София Фредерика Августа, будущая Екатерина Великая). 1745 год. После приезда в Россию.
Георг Кристоф Грота (1716-1749). Императрица Елизавета Петровна (1709-1762). Картина 18 -го века.

В 1765 г. Гатчинскую мызу с двадцатью окрестными деревнями и мельницей купила Екатерина II и пожаловала графу Григорию Орлову, своему фавориту.

Портрет Григория Орлова.Антонио Ринальди. Барельеф из Большого Гатчинского дворца.
Портрет Григория Орлова. Антонио Ринальди. Барельеф из Большого Гатчинского дворца.

У Г. Орлова родилась идея – построить в Гатчине дворец. Проект он заказывает архитектору Антонио Ринальди. Архитектора он знал по обустройству Ораниенбаума. Суровому внешнему облику дворца Ринальди сознательно противопоставил изысканную и утонченную внутреннюю отделку.
После смерти Григория Орлова замок со всем имуществом, садом и землями Екатерина II выкупила у его братьев.
В 1783 г. в возрасте 29 лет получил Гатчину в подарок от матери ее сын Павел Петрович (впоследствии Император Павел I).
Павел Петрович владел Гатчиной 18 лет.

Портрет Павла I (с молитвой). Из домовой церкви Большого Гатчинского дворца.Боровиковский. Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Император Павел I. Портрет с молитвой из домовой церкви Большого Гатчинского дворца. Боровиковский. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла I .
Стала матерью 10 детей, из которых двое стали Императорами России – Александр I и Николай I.

При Павле работы по продолжению строительства дворца возглавил новый архитектор – Винченцо Бренна. Композиционно он сохранил дворец. Но требовались дополнительные помещения Великокняжеской чете. Какой выход нашел Бренна? Он надстроил боковые каре до уровня галерей, а последние сделал закрытыми, разместив в них новые залы.
У Г. Орлова был луг перед дворцом, так как у него это охотничий замок.
Для Павла Петровича архитектор оформил плац, так как для Павла главное в Гатчине – армия.
До самой революции Гатчина была императорской резиденцией. Затем дворец превратили в музей. Два с половиной года здесь хозяйничали фашисты. Во время отступления они подожгли дворец.
После войны долгие годы помещения дворца занимали совершенно посторонний организации.
Реставраторы смогли вернуться во дворец только в 1976 году. И через 9 лет они закончили реставрацию трех парадных залов. Вторично музей открылся к 40-летию победы – 8 мая 1985 года.


Макет большого Гатчинского дворца.
Макет большого Гатчинского дворца. Масштаб 1:210. Автор Д.Е. Филимонов.

Перешли в центр главного здания. Там расположены парадные залы. К ним пристроены два каре. Кухонное каре (со стороны плаца левое) с одной стороны и Арсенальное каре с другой (со стороны плаца правое).
В Кухонном каре жила прислуга, архитекторы, художники и были квартиры для приезжавших во дворец гостей. А в Арсенальном каре были личные жилые покои русских императоров и императриц.
Большой находкой Ринальди было то, что в качестве облицовочного материала он впервые использовал местный камень, пудосткий (пудожский, пудовский) известняк. Неподалеку от Гатчины местечко Пудость. Там камень добывали.

Дворец облицован пудостким известняком.Вид на стены из окон галереи.
Дворец облицован пудостким известняком. Вид на стены из окон галереи.

Камень меняет цвет при разной погоде. В солнечный день он желтый. В дождливый , впитав влагу, он становится серым, и сливается с серым цветом северного неба. Так Ринальди приблизил дворец к окружающему пейзажу. Позже Андрей Воронихин облицует этим же камнем Казанский собор (строился 1801-1811) на Невском проспекте.
Перешли в парадный Аванзал. Он был "передней", приемной для гостей, ожидавших Высочайшего выхода.

Потолок парадного Аванзала.Светильники выполнены в виде боевых барабанов.
Потолок парадного Аванзала, приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода. Светильники выполнены в виде боевых барабанов. На камине часы в форме беседки.
Восстановленный по подлинным рисункам паркет Ринальди.Вход в Мраморную столовую.
Восстановленный по подлинным рисункам паркет Ринальди. Вход в Мраморную столовую.

Бренна добавил в оформление атрибуты, символизирующие рыцарство – лепные гирлянды лавровых листьев, шлемы древнеримских воинов. В виде боевых барабанов выполнены светильники. На камине часы в форме беседки. Павел Петрович, путешествуя по Франции, несколько таких часов приобрел. Изготовил их очень известный французский часовой мастер Жоэль. Паркет Ринальди пришлось восстанавливать. По счастью, рисунки с оригинальными паркетами сохранились.
Орлов не случайно выбрал паркеты Ринальди для оформления дворца. Его (Ринальди) паркеты всегда имели естественно-растительный рисунок, что для охотничьего замка, который строил Орлов, было вполне естественно.
Подлинные паркеты Ринальди остались только в Китайском дворце, грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II в Ораниенбауме.
Ринальди строит дворец на стыке двух стилей. Уходит барокко и приходит классицизм. Строгость, стройность, простота. В основе классицизма лежит античность.

Гау Э.П. Мраморная столовая Павла I.В центре статуя Эрота, натягивающего тетиву лука.
Гау Э.П. Мраморная столовая Павла I. 1880. Буфетная. Она отделена от основного объема балюстрадой. На балюстраде стоят мраморные вазы. В центре статуя Эрота, натягивающего тетиву лука.

Перешли в Мраморную столовую. Это помещение Бренна создал, объединив 2 комнаты планировки, существовавшей при графе Орлове.
Когда входишь в Мраморную столовую, создается впечатление, благодаря мраморной колоннаде, что попадаешь во внутренний античный римский дворик – перистиль. Здесь очень нарядный потолок, он как белое кружево, раскинувшееся над головой. Бренна вводит в лепной декор животных, растительность. Он подчеркивает, что замок охотничий.
Здесь присутствует определенная символика. Около люстры на потолке видны пантеры. Пантеры – постоянные спутницы бога вина и виноделия Вакха, сына Зевса и Семелы. Над зеркалом, в золоченой раме, изображена пляшущая вакханка. Она из свиты Вакха.
Здесь есть сцены рождения и воспитания Вакха.

Над зеркалом изображена пляшущая вакханка.Во время обедов у камина сидел Император Павел I.
Над зеркалом изображена пляшущая вакханка. Во время обедов у камина сидел Император Павел I.

Буфетная отделена от основного объема балюстрадой. На балюстраде стоят мраморные вазы. В центре статуя Эрота, натягивающего тетиву лука. За балюстрадой стоят буфеты с посудой.
В Мраморную столовую вносили столы. У камина сидел император Павел I с супругой императрицей Марией Федоровной. Гости сидели только с одной стороны, напротив окон, вдоль колонн. Их, обычно, было немного, но это были люди, лично приглашенные Императором. Павлу и Марии Федоровне подавали высшие сановники России. Издревле считалось большой честью подавать блюда к царскому столу. Гостям подавали полковники. За ними стояли гвардейцы. В тот момент, когда производили перемену блюд (традиционно производили четыре перемены блюд), во дворе палили пушки, гвардейцы в зале брали на караул.
Такой этикет Павел Петрович берет у "короля-солнца" Людовика XIV.
Каждый день так не обедали. В повседневной жизни обеды были весьма скромны. Императрице обычно помогал паж, мальчик лет 10-12ти. Он стоял у нее за спиной. У нее были длинные лайковые перчатки до локтя, она снимала перчатки, не поворачивая корпуса, передавала их пажу. Передавала веер. Он все это складывал на золотой поднос. А ей в свою очередь подавал большую золотую булавку. Она прикалывала салфетку на груди и приступала к трапезе. Пажи заканчивали пажеский корпус. Всех своих камер-пажей она знала по именам. Знала по именам их родителей, знала, что в семье происходит. И если требовалась ее моральная или материальная поддержка, она, несомненно, ее оказывала. Если паж заканчивал пажеский корпус с отличаем, то она всегда делала ему подарок. Это были золотые именные часы.


Каминные часы с подсвечниками.
Каминные часы с подсвечниками работы Пьера-Виктора Ледюра, королевского мастера Людовика XVI. Цветы гвоздики из позолоченной бронзы стоят, как живые.

Везде в музее на каминах стоят часы, сделанные во Франции в 18 веке. В штате Гатчинского дворца есть часовщик, все часы дворца в рабочем состоянии. Бой у всех часов разный. Часовщик заводит их с некоторым отставанием. Когда идешь по залам слышно, что бой у часов разный и создается впечатление, что дворец продолжает жить своей жизнью, для посетителей неведомой.
Следующий зал – Тронная Государя.

Знаменитые французские гобелены Тронной.Коронационный трон Павла I.
Камерность придают Тронной знаменитые французские гобелены. Коронационный трон Павла I.

Камерность придают Тронной знаменитые французские гобелены, подаренные Павлу Людовиком XVI во время путешествия Павла Петровича и Марии Федоровны в 1782 году. Супруги путешествовали по Европе инкогнито под именами графа и графини Северных.
В простенке между окнами трон Павла I. Но это коронационный трон Павла I. Он из Московского Кремля. К сожалению, трон Гатчинского дворца сгорел в войну. Но троны абсолютно одинаковы.
Во время правления Павла Петровича с тронного кресла императрицы Анны Иоановны было снято 6 копий. Короновался государь в светлое Христово Воскресенье, 5 апреля 1797 года. Он специально выбрал самый большой православный праздник, чтобы подчеркнуть торжество момента коронации. Он въезжал на Красную площадь верхом на своей любимой серой лошадке и безо всякой охраны. Народ теснил государя, а государь при этом кланялся народу и говорил: "Знаю, братцы, что тяжело и постараюсь сделать все, что смогу". Сразу после коронации он сам огласил очень важные для страны указы.
Первый о престолонаследии. Теперь русский престол мог наследовать только старший сын Императора.
О членах Императорской семьи.
Об орденах.
Очень важный указ для крестьян. Александра второго мы называем освободителем. Но , подчас забываем, что первый шаг в этом направлении сделал Павел I. Отныне, по этому указу, крестьянин 3 дня должен был работать на барина, 3 дня на себя. 7-ой день, повелел Государь, от всех трудовых обязанностей свободен, и отдай этот день Господу Богу. Значительно сократил оброк этим указом. Запретил разбивать большие крестьянские семьи при продаже другим помещикам. Также запретил продавать крепостных крестьян без земли. Это многим помещикам не понравилось, и они назовут его – Мужицкий царь. В отличии от помещиков народ любил Государя.
Покидали Тронную лицом к государю. Особенно сложно было дамам. Они носили пышные платья. Требовалось определенное мастерство и умение, чтобы так выйти. Девочек с трех лет начинали обучать носить парадные платья.
Следующий зал – Малиновая гостиная. Это начало покоев супруги Павла I Марии Федоровны.

Л. Премации. Малиновая гостиная.Стол для возложения императорских регалий.
Л. Премации. Малиновая гостиная. 1872. Стол для возложения императорских регалий.

Первый парадный зал на половине супруги Павла I императрицы Марии Федоровны получил свое название благодаря использованию в интерьере архитектором Бренной трех малиновых гобеленов "История Дон Кихота" – подарок Людовика XVI великому князю Павлу и великой княгине Марии Федоровне в 1782 году.
В Малиновой гостиной стоит столик. В момент приема гостей его выносили в Тронную. На него выкладывали императорские регалии: корону, скипетр, державу, государственную российскую печать. Поверхность столика с рисунком, напоминающим морские раковины, сделана из кусочков уральского агата и отполирована.

В Малиновом зале императрица проводила музыкальные вечера. И в гостях у нее бывали Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский, читал для нее главы из "Истории государства Российского" – Карамзин и переводы "Илиады" Гомера – Гнедич Николай Иванович.
Каждому гостю на приеме императрицы непременно подавали чашечку кофе с пирожными. Такая существовала традиция.
Следующая комната – парадная опочивальня императрицы.

Вход в парадную опочивальню императрицы.Парадная опочивальня императрицы.
Вход в парадную опочивальню императрицы. Парадная опочивальня императрицы.
Ложе императрицы.Эффект бесконечной анфилады залов.
Ложе императрицы. Эффект бесконечной анфилады залов.

Деревянная резная балюстрада отделяет неприкосновенное царское ложе от гостей. Слева от ложа – незаметная дверь на мужскую половину.
Необычайная гармония трех цветов опочивальни императрицы: белого, голубого и золотого. Зеркала делают опочивальню более просторной.
Установленные одно напротив другого зеркала создают эффект бесконечной анфилады залов.
У Павла Петровича и Марии Федоровны было 10 детей.
1. Александр I (1777—1825), российский император
2. Константин Павлович (1779—1831)
3. Александра Павловна (1783—1801)
4. Елена Павловна (1784—1803)
5. Мария Павловна (1786—1859)
6. Екатерина Павловна (1788—1819)
7. Ольга Павловна (1792—1795)
8. Анна Павловна (1795—1865)
9. Николай I (1796—1855), российский император
10. Михаил Павлович (1798—1849)
В Малиновом зале Мария Федоровна одевала к венцу двух своих дочерей, Александру и Елену.
Обе венчались в дворцовой церкви. Павел, провожая свою любимую старшую дочь Александру, вышедшую замуж за эрцгерцога Австрийского Иосифа, брата императора Франца, палатина Венгерского (наместника императора в Венгрии), обнял дочь и сказал: "У меня такое чувство, что мы с тобой видимся в последний раз. " Действительно так и случилось.
Александра Павловна скончалась от послеродовой горячки 4 марта 1801 года.
Это трагическое известие придет вскоре после того, как Павла I убьют в Михайловском замке.

Экскурсовод изложила другую версию смерти Александры.
Австрийская королева Мария Тереза, вторая жена императора Франца невзлюбила супругу эрцгерцога Иосифа (по одной из версий, ее возмутил огромный размер приданного, который делал Александру, возможно, богаче Марии Терезы, кроме того, Александра была похожа на первую жену Франца (ее он очень любил), Елизавету, которой она приходилась племянницей).


Слева первая жена императора Франца – Елизавета Вюртембергская (1767—1790). Справа Александра Павловна, дочь Павла I.
Слева первая жена императора Франца – Елизавета Вюртембергская (1767—1790). Справа Александра Павловна, дочь Павла I.

Поскольку мужем Александры был Палатин венгерский, они стали жить в Будапеште. Венгерский народ ее полюбил. Она, по примеру своей матери, императрицы Марии Федоровны, широко занималась благотворительностью.
Когда пришло время первых родов, Мария Тереза повелела рожать ей в Вене. Ослушаться свекровь Александра не могла. Роды начались ночью. Помощь не была оказана. Утром Александру нашли мертвой. В руках у нее был зажат колокольчик. Видимо она звала на помощь, но помощи не последовало. (Версия, которую рассказала экскурсовод).
Следующий зал – Овальный будуар императрицы. Рядом в башне – кабинет.
Башенный кабинет.В кабинете скульптурные портреты родителей Марии Федоровны.
Башенный кабинет
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е
В. Бренна, 1790-е.
В кабинете скульптурные портреты родителей Марии Федоровны. Это герцог и герцогиня Вюртембергские работы И. –Х. Данннекера.

На подоконнике стоит  телескоп.
На подоконнике стоит телескоп.

Башенный кабинет размещается в Часовой башне Гатчинского дворца. Декоративная отделка этого небольшого зала (всего 11 кв. метров) не раз изменялась.
Императрица любила полюбоваться звездным небом. На подоконнике стоит телескоп.

В Овальном будуаре императрица отдыхала и обсуждала насущные проблемы с фрейлинами.


Гатчинский дворец. Овальный будуар.
Гатчинский дворец. Овальный будуар. Отапливалось помещение голландской печью.

Из Овального кабинета можно перейти в Туалетную императрицы Марии Федоровны.
Туалетная императрицы Марии Федоровны.
Туалетная императрицы Марии Федоровны. Э.П. Гау. 1880.
Фрагмент оформления стен. Портреты римских императоров Нерона и Гальба.Портрет Екатерины II.
Фрагмент оформления стен. Портреты римских императоров Нерона и Гальба. Портрет Екатерины II.

Сюда из гардеробной императрице приносили наряды. Здесь императрицу одевали, причесывали. Это интимная процедура, посторонних в этот момент здесь быть не должно.
Этот зал украшают мраморные портреты римских императоров. Их подбор носит случайный характер. Из двенадцати цезарей, изображения которых наиболее часто тиражировались в XVIII веке, в зале можно видеть справа от двери на стене Нерона и Гальба, слева от двери император
Веспасиан и его сын император Тита.
В этом зале Мария Федоровна (несмотря на их сложные отношения со свекровью), размещает ее портрет, и таким образом отдает ей дань уважения. Лазуритовую раму выбрала сама Екатерина. Лазурит она любила.


Пол Туалетной императрицы покрыт великолепным паркетом.
Пол Туалетной императрицы покрыт великолепным паркетом.

Через Зеленую угловую комнату можно пройти в Тронную императрицы.

Зеленая угловая комната. Зеленая угловая комната.

Тронный зал императрицы Марии Федоровны.
На месте Китайской комнаты Г. Орлова, В. Бренна устроил Тронную Марии Федоровны.
В великокняжеский период комната именовалась Картинной. В комнате развешивались картины, которые Мария Федоровна с Павлом Петровичем привозили из европейских путешествий.

Порфировые вазы.Вулкан Этна.
Порфировые вазы. Главное украшение Тронной – коллекция картин западно-европейских художников. На картине вулкан Этна.

После превращения в Тронную из нее убрали всю мебель, оставили лишь большой золоченый стол, заставленный порфировыми вазами и скульптурами.

Белый зал.

В Тронную входили из Белого зала.


План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. Белый зал.
План-схема Большого Гатчинского дворца. Центральный корпус. Белый зал.

Белый зал, удивительное творение Ринальди. Он считался одним из самых нарядных залов дворца. Площадь 180 м2. Высота потолков 6 метров. Своими арочными дверями-окнами выходит на плац. Использовался для приемов и балов. Для окраски стен и плафона (потолка) Ринальди использовал оттенки пастельных тонов – бледно-зеленых, голубых, сиреневатых. Отсутствие позолоты не умоляет роскоши.
Во времена Григория Орлова здесь устраивали званые обеды.
Гатчина. Большой дворец. Базальтовая статуя – египтянин.Базальтовая статуя – египтянка.
Базальтовая статуя – египтянин. Мощный цветовой акцент на фоне пастельной стены. Базальтовая статуя – египтянка
Белый зал. Белый зал.

Бог веселья и вина — Бахус.
Бог веселья и вина — Бахус

Через Чесменскую галерею мы пошли в дворцовую церковь. При отступлении фашисты подожгли Большой Гатчинский дворец. Из всего здания уцелела только дворцовая церковь.

Чесменская галерея.Чесменская галерея.
Гатчина. Большой дворец. Чесменская галерея (создана в 1790-х годах по проекту В. Бренна).
Название дано в честь Чесменской битвы.
Летом 1770 года две русских эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова одержали победу над турецким флотом в Чесменском сражении.
Отличившийся в сражении граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.

Гатчина. Большой дворец. Лестница, ведущая в дворцовую церковь.Дворцовая церковь.
Гатчина. Большой дворец. Лестница, ведущая в дворцовую церковь. Чугунные, рифленые ступеньки с очень хорошо рассчитанным шагом. Большой Гатчинский дворец. Из всего здания во время пожара в войну уцелела только дворцовая церковь.
Гатчина. Большой дворец. Дворцовая церковь.Справа видна икона Иоанна Крестителя с частичкой  его десницы.
Дворцовая церковь. Справа видна икона Иоанна Крестителя с частичкой его десницы.

В этой церкви молились все русские императоры от Павла I до Николая II. Здесь венчались дочери Павла I – Александра и Елена. Венчался любимец Суворова, князь Петр Иванович Багратион. Также венчалась младшая дочь Александра III – Ольга.
Сейчас храм действующий.
В храме установлен бюст Александра III. Установлен он здесь не случайно.
На императора Александра II (отца Александра III), народовольцы покушались восемь раз, и пока не убили, не успокоились.
Во время расследования дела народовольцев выяснилось, что в их планы входило убийство не только императора, но и членов его семьи. Будучи ответственным за свою семью, Александр III принял решение уехать подальше от Петербурга, в Гатчинский дворец. Город маленький, охранять его было легче. Кроме того, он хорошо знал Гатчинский дворец, вместе с отцом он приезжал сюда на охоту. Его отговаривали, напоминали про несчастливую судьбу Павла, но Александр III был очень волевым человеком. Он принял решение, и он его выполнил. Террор на время его правления прекратился, и он будет править Россией 13 лет из Гатчины. Министры будут ездить на службу из Петербурга в Гатчину каждый день. При Александре III икон в храме было 700 (он сам любил развешивать иконы в этой церкви), перед войной было 180 икон, великолепный иконостас и серебряное паникадило. После войны убранство исчезло.


Александр III на прогулке около Большого Гатчинского дворца.
Александр III на прогулке около Большого Гатчинского дворца.

Храм освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. Храмовая икона была написана выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым (1626 — 1686). Сейчас она находится в коллекции Русского музея и пока, несмотря на просьбы вернуть ее на историческое место, остается там; несмотря на то, что все коллекции картин, включая иконы, были собраны Александром III. Когда его сын, Николай II, открывал Русский музей, он дал ему имя – Русский музей имени Александра III.
В храме у Павла Петровича хранились величайшие христианские святыни, подаренные рыцарями Мальтийского ордена. Это была чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания,она была написана святым евангелистом Лукой, десница (десная рука) Святого Иоанна Крестителя (десная, т.е. правая – та, которой он крестил спасителя на реке Иордан) и часть древа Креста Господня. Все эти святыни хранились в этом храме до того момента, пока Юденич, отступая из Гатчины, не увез их на Запад. В настоящее время они находятся в Черногории, в городе Цетине. В 2013 году настоятель мужского монастыря из города Цетин, подарил храму икону Иоанна Крестителя с частичкой его десницы.
По оружейной галерее можно пройти на выставку оружия. Она находится на своем историческом месте.

Выставка оружия во времена Павла I.Выставка оружия 2014 год.
Выставка оружия во времена Павла I. Выставка оружия 2014 год.
С таким оружием Григорий Орлов охотился на медведей.Оружие начал собирать Григорий Орлов.
С таким оружием Григорий Орлов охотился на медведей. Оружие начал собирать Григорий Орлов.

Если подняться на третий этаж, то можно посмотреть выставку живописи. Вернувшись на первый этаж можно познакомиться с выставкой фарфора – ВОСТОК-ЗАПАД и спуститься в подземный ход.

Гатчина. Большой дворец. Выставка живописи.Гатчина. Большой дворец. Выставка живописи.
Гатчина. Большой дворец. Выставка живописи.
Гатчина. Выставка фарфора в Большом дворце. Фигура китаянки.Выставка фарфора в Большом Гатчинском дворце.
Гатчина. Выставка фарфора в Большом дворце. Фигура китаянки. Выставка фарфора в Большом дворце.

После прогулки по царским палатам, загруженные до краев исторической информацией, перед тем, как спуститься в подземный ход, решили передохнуть.
Между детскими игровыми комнатами и переходом в Арсенальное каре есть кафе.
Устроившись у окна с прекрасным видом на парк здесь можно перекусить и выпить чашечку кофе.
Передохнули и снова в путь, вниз в подземелье.

Гатчинский дворец. Спуск в подземный ход.Гатчинский дворец. Подземный ход. Здесь живет эхо.
Гатчинский дворец. Спуск в подземный ход, который ведет к Серебряному озеру. Длина подземного хода сто тридцать метров, построен он из натурального известняка. Гатчинский дворец. Подземный ход. Здесь живет эхо. Если пройти несколько метров вперед, и крикнуть: "Кто здесь правил!!! ", то в ответ можно услышать: "Павел! Павел! Павел!... "

Вечером, у стен дворца в Гатчинском парке нас ждало свето-пиротехническое Рождественское шоу «Мириады огней далекой звезды».
На Серебряном лугу, украшенном разноцветной иллюминацией, проходило свето-пиротехническое представление, состоящее из огненного шоу с участием артистов огненного театра, оригинального паркового фейерверка с использованием пиротехнических фигур по образцам XVIII-XIX веков и финального «большого букета».

Гатчинский дворец. Пиротехническое шоу.Гатчинский дворец. Пиротехническое шоу.
Гатчинский дворец. Пиротехническое шоу.Гатчинский дворец. Пиротехническое шоу.

Ужинать пошли в ресторан Славянский двор. Находится он на пересечении улиц Красной и Достоевского, рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

Гатчина. Ресторан Славянский двор.Ресторан Славянский двор. Интерьер внутри.
Гатчина. Ресторан Славянский двор. Ресторан Славянский двор. Интерьер внутри.

Кормят здесь вкусно. Вежливо обслуживают.
Кстати, в мансарде есть гостиничные номера. А на первом этаже сауна.
После ресторана погуляли. По Красной улице дошли до здания администрации города Гатчины (Киргетова, дом 1.) Было уже поздно. Приветливые прохожие с удовольствием общались и отвечали на наши вопросы. Вернулись в гостиницу. Второй день закончился. Завтра вечером поезд из Петербурга в Москву. С утра решили заехать в   >>  Вырицу.

<<  Гатчина. День первый.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Подписка на RSS - Два дня в Гатчине. День второй.