Пропорции в архитектуре

Пропорциональные отношения пронизывают все проявления жизни на земле. Даже рост любого растения подчиняется строгой логике пропорций. Вполне естественно, что изначально, еще интуитивно человек создавал любые предметы, руководствуясь чувством пропорции, данных ему в строении собственного тела.
Римский архитектор Витрувий первым из теоретиков архитектуры написал о золотой середине между теорией и практикой, основных понятиях эстетики, соразмерности здания и человека.

Марк Витрувий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Витрувий КНИГА ПЕРВАЯ-ГЛАВА ПЕРВАЯ 1.Витрувий КНИГА ПЕРВАЯ-ГЛАВА ПЕРВАЯ 2.
Витрувий КНИГА ПЕРВАЯ-ГЛАВА ПЕРВАЯ 3.Витрувий КНИГА ПЕРВАЯ-ГЛАВА ПЕРВАЯ 4.
Витрувианский человек

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия.
На рисунке изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат.

Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius).

Витрувий написал про пропорции правильно сложенного человека:
Пропорции человеческого тела
- ступня составляет шестую часть тела;
- высота человека составляет четыре локтя;
- размах человеческих рук равен его высоте;
- лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую долю тела (1/10), так же как и вытянутая кисть от запястья до конца среднего пальца(1/10);
- расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты;
- расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты;
- максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты (для мужчины);
- расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты;
- расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты;
- длина руки составляет 2/5 его высоты;
- расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица;

Пропорции человеческого лица.

- расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица;
- длина ушей 1/3 длины лица;

Красота. Кира Кристина Найтли. Почему ее красивое лицо у подавляющего числа мужчин вызывает восторг?

Секрет в том, что его пропорции соответствуют тем, которые описывали Витрувий и Леонардо да Винчи.


Пропорции в архитектуре

На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа ϕ=0,618...Один из базовых размеров при этом принимается за 1 (единицу).
Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности, где начиная с 9 члена ряда результат от деления на следующий член ряда равен 0,618. Результат от деления текущего на предыдущий равен 1,618.
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, …

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V век до н.э.).
Строительством храма Парфенон руководил архитектор Фидий.
Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. По окончании персидских войн, в правление Перикла греки приступили к сооружению на месте прежнего святилища нового, более обширного и роскошного храма. Строили храм лучшие из архитекторов и строителей того времени. Строителями Парфенона называют Иктина (проект здания) и Калликрата (строительные работы). Стройка продолжалась около десяти лет с 448 по 438 г. До Р. Хр. Храм высится на прямоугольной платформе (в 68,4 м длины и в 30,38 м ширины). На платформу можно подниматься со всех сторон по трем ступеням. Храм представляет собой Периптер дорического стиля - прямоугольное в плане здание из пентелийского мрамора, с четырех сторон окруженное колоннадой (с восемью колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью в каждом длинном). Вышиной эти колонны были в 11 м., диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м.
Отношение длины переднего фасада здания Парфенона в Афинах к его высоте равно Ф (0,618). Основные соотношения архитектурной конструкции построены с использованием соотношений Золотого сечения.

Пропорции в архитектуре.

Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве.
Пропорции, по которым построен собор, основаны на ряде золотого сечения.
В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех куполов, объединяющая их в одну соразмерную композицию.

Пропорции. Гармония храма Покрова Богородицы на Нерли
Храм Покрова Богородицы на Нерли (построен в 1165г.) Подчинен строгим математическим законам пропорциональности.
Церковь построена по пропорциям золотого сечения.
Как просто, но как красиво!Гармония храма Покрова Богородицы на Нерли

Пропорции, которые использовали древние греки, используют многие архитекторы и по сей день.

Тверская 13Парфенон в МосквеПарфенон в Москве

Тверская, 13 – здание Мэрии Москвы.

Здание было построено в 1782 году М. Ф. Казаковым для графа З. Г. Чернышева. Как сообщал "Исторический путеводитель" по Москве 1831 года: "Казна купила его в 1784 году, и с тех пор оный предназначен для жительства московских главнокомандующих. Он заслуживает внимания прекрасною своею архитектурою..., у главных наружных дверей стоят на пьедестале колоссальные фигуры хорошей работы, представляющие аллегорические божества."

В интерьерах этого здания, значительно перестроенного, сохранились росписи XVIII века.
С 1917 года в доме размещался Моссовет. В 1939 года при реконструкции Тверской улицы здание передвинули на 13,6 метра вглубь квартала, а в 1944-46 годах. надстроили двумя этажами.
Обратите внимание, сначала в 1782 году Ф. Казаков «поставил Парфенон» в центр здания, а затем в 1945 году (вероятно, в честь победы над фашистской Германией) поверх «первого Парфенона» поставили второй. Размеры элементов здания выбраны соответственно по соотношениям золотого сечения.

Еще один Парфенон, встроенный в Капитолий.

Парфенон в ВашингтонеПарфенон

Соблюдайте при проектировании своего дома архитектурные пропорции, принятые с древних времен. Жить в таком доме вам будет комфортно.

Архитектурные пропорции.Архитектурные пропорции.

Золотое сечение или что такое 38/62.

Пропорция это равенство двух отношений.
Отрезок прямой можно разделить на неравные части:

Деление отрезка в соответствии с золотой пропорцией.

Если весь отрезок относится к большей части, как большая часть относится к меньшей
(Φ = с : b = b : а=1,618 см. рисунок), то такое пропорциональное деление отрезка называется золотым сечением.
Если, длину такого отрезка принять равной единице (с=1), то b = 0,618, а = 0,382.
Откуда с : b = b : а=1,618;
Обратное отношение b:c=0,618.
Для обозначения числа 1,618 – значения отношения «золотой пропорции» используют символ Ф (греческая буква “phi”).
Впервые Ф использовал в начале XX века американский математик Марк Барр. Это было сделано в память античного скульптора Фидия, под чьим руководством возводился Парфенон.

Если принять, что ϕ = 1/ Φ, то:

Φ

=1,618

ϕ

=0,618

Φ2

=2,618

ϕ2

=0,382

Φ3

=4,236

ϕ3

=0,236

Φ4

=6,854

ϕ4

=0,146

На практике часто используют приближенные значения.
с = 1у.е.; b = 0,62у.е.; и а = 0,38у.е.

Пропорции золотого сечения.Пропорции золотого сечения.Кисть руки.

Построить отрезки и фигуру с "божественными пропорциями" золотого сечения можно с помощью циркуля и линейки.
Для того, чтобы разделить отрезок прямой АВ (см. рисунок ниже) на отрезки a и b, где b : a = 1,618 нужно:
1) разделить отрезок АВ пополам (AD = DB);
2) из точки A построить (в нашем случае поднять) перпендикуляр;
3) раздвинув ножки циркуля от точки A до середины AB (точка D), провести дугу (1) окружности от D до перпендикуляра к прямой AB, получив, таким образом, отрезок AC (AC = AD = DB);

Построение пропорции золотого сечения.Пропорции золотого сечения.Кисть руки.

4) соединяем точки C и B, получаем треугольник с отношением сторон 1 : 2 :√5
5) из центра в точке C радиусом CA проводим дугу (2) окружности до пересечения с прямой CB (точка E);
6) из центра в точке B радиусом BE проводим дугу (3) окружности до пересечения с прямой AC (точка F);
7) полученный отрезок a относится к большей части b, как большая часть относится к меньшей (Φ = AB : b = b : а=1,618 см. левый рисунок),


Разделим квадрат с вершинами ABCD на два равных прямоугольника с вершинами ABFE и EFCD. В прямоугольнике с вершинами EFCD проведем диагональ EC и, приняв ее за радиус, перенесем на горизонталь. Полученный прямоугольник с вершинами ABHG будет прямоугольником золотого сечения (правый рисунок).
Пропорция золотого сечения, использованная при строительстве Парфенона.

Пропорция золотого сечения Парфенона.Пропорция золотого сечения Парфенона.

Пропорция золотого сечения связывает между собою отношения частей и целого. Использование ряда пропорций золотого сечения позволяет в архитектуре делить целое на свои подобия таким образом, что возникшие величины, складываясь, воссоздают исходный размер.
Таким образом, достигается гармония восприятия архитектурных ансамблей.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Подписка на RSS - Пропорции в архитектуре